Приехал как-то провинциальный математик
в Москву. Идёт по улице и видит афишу на столбе: "Камерный оркестр".
Покупает билет, заходит, внимательно слушает, уходит, на улице пожимает
плечами и говорит:
- Вырожденный случай. Ка равно трём.
Сидит математик в сумасшедшем доме.
Подбегает к нему другой - волосы взъерошены, глаза выпучены, и кричит:
- Стой где стоишь ! Я тебя сейчас проинтегрирую !
Первый только улыбается.
- Ну, тогда я тебя продифференциирую !
Первый всё улыбается.
- Что, не страшно ?! - кричит второй.
- Не, я e в степени икс, - отвечает первый.
(Апокрифическое продолжение:
- Ну, а я тебя продифференциирую по игреку,
- говорит второй. )
Математики до сих пор верят, что
пересечение двух плоских шуток даёт одну тонкую.
Старый студенческий анекдот:
Сдаёт студент экзамен по электротехнике. Отвечает
прекрасно, поражает экзаменатора своими знаниями, тот ставит ему "отлично",
а потом спрашивает:
- Слушайте, неужели вы действительно всё так блестяще понимаете ?
- Да не всё. - мнется студент. - Есть у меня один неясный вопрос. Ведь
переменный ток - он вот такой. - Студент чертит рукой в воздухе синусоиду,
- Так почему же он по прямым проводам проходит ?
Ещё один из той же серии. Экзаменатор: Расскажите мне, как работает
трансформатор. Студент: Ж-ж-ж-ж-ж-ж. Экзаменатор: Неправильно. Трансформатор работает так - у-у-у-у-у-у.
А это вообще не фольклор, к тому
же - скорее из области математической логики, но уж очень мне нравится.
Сказал это, кажется, Л.Гокнели.
Если у поезда отцепить последний вагон, то
у него не будет последнего вагона.
А это довольно банально, зато уж
точно - фольклор.
- Кто взял этот интеграл ? Немедленно положи
на место !
Из разряда "исторических анекдотов".
Получает Лев Давыдович Ландау зарплату и,
как водится, не отходя от кассы, тщательно её пересчитывает. Кто-то из
стоящих рядом замечает:
- Дау, вы ведь сами говорили, что все величины в физике имеют смысл только
с точностью до порядка.
- Деньги стоят в показателе экспоненты, - отвечает Ландау.
Этот анекдот я недавно услышал с
заменой "математика" на "программиста". Я настаиваю
на данной версии, так как помню её с тех времён, когда компьютерный фольклор
находился ещё в зачаточном состоянии.
Летят Шерлок Холмс и Доктор Ватсон на воздушном
шаре, приземляются на полянке и видят неподалёку человека, сидящего на
пне в глубокой задумчивости.
- Уважаемый сэр, - говорит Холмс. - Не могли бы вы сказать нам, хотя бы
приблизительно, где мы находимся ?
- Могу сказать вам совершенно точно, дорогие сэры, - отвечает тот. - Вы
находитесь в корзине воздушного шара.
Тут шар опять поднимается, и Холмс в сердцах говорит:
- Чёрт бы побрал этих математиков !
- Поразительно, Холмс ! - восклицает Ватсон. - Как вы узнали, что это математик.
- По его ответу. Он был, во-первых, абсолютно точен, а во-вторых - совершенно
бесполезен.
Сегодня в полдень пущена ракета,
Она летит куда быстрее света
И долетит до цели в шесть утра
Вчера...
(С.Я.Маршак)
Это, говорят, из репортажа об открытии
Волховской ГЭС.
Рубильник включили, и ток медленно потёк к
Ленинграду.
(Вариант:
...сначала медленно, но с каждой минутой всё быстрее и быстрее...
)
Здесь есть некая тонкость.
Принято считать, что ток по проводам распространяется
со скоростью порядка световой. И это действительно так - если говорить
о фазовой скорости распространения возмущения.
Поэтому люди с очень средним образованием
обычно в этом случае смеются над невежественным репортёром.
А ведь средняя скорость движения
носитетей заряда при токе I в проводе сечения S равна
I/(S ne e), где ne - плотность носителей заряда.
Желающие сами могут убедится, что для правдоподобных токов
и параметров провода скорость электронов в нём
- порядка миллиметров в секунду.
Так что репортёр (в первом варианте) умудрился сказать
правду - ток по проводам именно медленно потёк.
Науки делятся на естественные, неестественные
и противоестественные.
(Л.Д.Ландау)
Среди континуума дурацких теорий
обязательно найдутся такие, предсказания которых совпадают с экспериментом.
(Н.Бор)
Из лекции.
Длина дороги равна её площади, поделенной
на ширину.
Вспомнилось по ассоциации: Прохожий: Не подскажете, как мне найти площадь Ленина ? Математик (в задумчивости): Очень просто. Умножьте длину Ленина
на ширину Ленина.
Старый школьный анекдот, известный
в множестве разных версий. Нечто подобное я
встречал, например, в "Стране багровых туч" Стругацких.
Идёт по улице учитель физики, и вдруг ему
на голову падает кирпич. Подбегает к нему ученик и спрашивает:
- Николай Иванович, вы сильно ушиблись ?
- Хорошо, что пополам, - задумчиво отвечает тот.
- Что пополам ? Голова ?
- Нет.
- Кирпич ?
- Да нет же. Хорошо, что эм вэ квадрат пополам.
6 способов измерения высоты дома
с помощью барометра:
1. Спустить барометр с крыши на верёвке, затем измерить длину верёвки.
2. Сбросить барометр с крыши и засечь время.
3. Измерить высоту барометра, затем, откладывая его по стене, выяснить,
сколько раз высота барометра укладывается в высоте дома.
4. Поставить барометр на землю в солнечный день, измерить его высоту, высоту
его тени и длину тени от дома, далее воспользоваться подобием треугольников.
5. Изготовить физический маятник, подвесив барометр на нити, измерить период
его колебаний на земле и на крыше дома, далее воспользоваться известной
зависимостью ускорения свободного падения от высоты.
6. Найти дворника и сменять у него хороший новый барометр на сведения о
высоте дома.
Существуют и другие способы, но эти 6 - классические.
Как я недавно узнал, изобретение этих методов
приписывается Нильсу Бору. См. подробности здесь.
- Сколько специалистов по общей
теории относительности необходимо для ввинчивания лампочки ?
- Два. Один держит лампочку, другой вращает Вселенную.
- Сколько специалистов по квантовой механике необходимо
для ввинчивания лампочки ?
- Они не могут этого сделать. Если они знают, где находится
лампочка, то не могут локализовать патрон.
- Сколько специалистов по физике выскоких энергий
необходимо для ввинчивания лампочки ?
- Две сотни. 136 - чтобы разбить лампочку, и 64 - чтобы проанализировать
мелкие кусочки.
Этот анекдот я раскопал в англоязычном
источнике, однако герой его - великий русский учёный. Привожу в оригинале,
ибо адекватно перевести затрудняюсь.
Ivan Ivanovich, great russian Scientist does
an experiment. He wants to know how fast a thermometer falls down. He takes
a thermometer and a light, a candle light. He drops both from the 3rd floor
and recognices that they are reaching the ground at the same time. Ivan
Ivanovich, great russian scientific writes in his book: A thermometer falls
with the speed of light.
А это точно из "Физики шутят"
(цитирую по памяти).
Математик говорит - вы посмотрите, как этот
физик доказывает теорему: "Теорема: Все нечётные числа больше двух - простые. Доказательство: Проведём серию экспериментов.
3 - простое число, 5 - простое, 7 - простое, 9 - не простое ! Зато 11 -
простое и 13 - простое. Возмем ещё несколько случайно выбранных нечётных
чисел. 17 - простое, 19 - простое, 23 - простое...
Итак, очевидно, доказываемое утверждение верно. Что же касается числа 9,
то это, вероятно, было ошибкой эксперимента..."
Для равновесия приведём анекдот
про математика (из той же книги).
Физик говорит - вы посмотрите, как этот математик
решает задачи:
"Задача N 1.
Дано: Пустая кастрюля, водопроводный кран, газовая плита, спички. Требуется: Вскипятить воду. Решение: Берём пустую кастрюлю, наливаем в неё воду из под крана,
зажигаем газ, ставим кастрюлю на плиту, дожидаемся закипания. Задача решена. Задача N 2. Дано: Кастрюля с холодной водой, водопроводный кран, газовая плита,
спички. Требуется: Вскипятить воду. Решение: Выливаем воду из кастрюли. Задача сведена к предыдущей."
- В чём разница между математиком
и физиком ?
- Математик полагает, что достаточно двух точек, чтобы провести через них
прямую. Физик обязательно потребует дополнительных данных.
Все инерциальные координатные системы
эквивалентны, но некоторые - эквивалентнее, чем другие.
All science is either physics or
stamp collection.
(E. Rutherford)
[ Есть одна наука - физика. Всё остальное - коллекционирование
марок.
(Э. Резерфорд) ]
Рассказывают, что Вольфганг Паули
сказал по поводу идеи одного из своих коллег: "Данное утверждение
не является истинным. Более того, оно даже и не ложно".
Тот же Паули с юных лет славился
бесцеремоностью и непочтением к авторитетам. Рассказывают, что однажды,
будучи ещё никому не известным, он пришёл на лекцию уже тогда всемирно
знаменитого Эйнштейна по теории относительности. После того, как лекция
закончилась, Паули встал и сказал, обращаясь к аудитории: "Вы знаете,
то что нам сейчас рассказывал господин Эйнштейн, вовсе не так уж глупо..."
А это уже из области философии.
What is mind ? No matter.
What is matter ? No mind.
(T. H. Key)
Легко объяснить, как работает беспроволочный
телеграф. Представьте себе очень длинного кота - вы тянете его за хвост
в Нью-Йорке, а он мяукает в Лос-Анжелесе. А беспроволочный телеграф - это
то же самое, только без кота.
(А. Эйнштейн ?)
Целый класс ф/м фольклора - мнемонические
правила, или запоминалки.
Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан
(даже не поясняю - и так все знают)
Как
Однажды
Жак-
Звонарь
Городской
Сломал
Фонарь
(аналогично)
pi = 3.141592653589793238462643383279... 1) Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число - ужъ
знаетъ. (=3.1415926)
2) Это я знаю и помню прекрасно - "пи" многие знаки мне лишни, напрасны.
(=3.14159265358)
Для непосвящённых - каждая цифра кодируется
длиной соответствующего слова. Первое правило, очевидно, изобретено ещё
до реформы орфографии, второе придумано Я.И.Перельманом и его ученицей Эсей Чериковер.
Сам Перельман в "Занимательной геометрии" предлагает строчку:
3) Что я знаю о кругах?! (=3.1415)
Там же он приводит английское, немецкое и
французское стихотворения для числа пи
(ниже я использую ТеХовскую нотацию):
4) See I have a rhyme assisting
My feeble brain, its tasks offtimes resisting.
(=3.141592653589)
5) Wie o dies $\pi$
Macht ernstlich, so vielen viele M\"uh'!
Lernt immerhin, J\"unglinge, leichte Verselein,
Wie so zum Beispiel dies d\"urfte zu merken sein'.
(=3.14159265358979323846264)
6) Que j\'aime faire apprendre un nombre utile aux sages!
Immortel Archim\'ede, sublime ing\`enieur,
Qui de ton jugement peut sonder la valeur?
Pour moi ton probl\'eme eut de parells avantages.
(=3.141592653589793238462643383279)
e = 2.718281828459045... 2.7 + Два Льва Толстых + Прямоугольный треугольник.
(Замысел здесь в том, что 1828 - год рождения
Л.Н.Толстого. Впрочем я, напротив, всегда использовал число e чтобы вспомнить
эту дату :-)
O-B-A-F-G-K-M(-R-N,-S) - последовательность звёздных
спектральных классов.
1) O Be
A Fine
Girl, Kiss
Me
(Right
Now...
Smack).
2) Один Бритый
Англичанин Финики
Жевал Как
Морковь.
(придумано Б.А.Воронцовым-Вельяминовым)
Спасибо П.В.Кармышеву за информацию, которая
существенно дополнила эту секцию.
Учитель: Предположим, что
x - число овец в задаче. Ученик: Учитель, а что если xне есть число овец ?
Биолог, физик и математик сидят
в кафе и наблюдают за дверью на противоположной стороне улицы. Они отмечают
следующую закономерность - количество людей, входящих в эту дверь всегда
равняется количеству людей, которые через некоторое время из неё выходят.
Внезапно картина нарушается - в дверь входит двое, а потом выходит
трое. Учёные начинают обсуждать этот феномен: Биолог: Очевидно, они размножились. Физик: По-видимому, это можно объяснить ошибкой эксперимента. Математик: Когда в дом войдёт ещё один человек, он будет пуст.