Коллекция физико-математического фольклора

Часть 1


Приехал как-то провинциальный математик в Москву. Идёт по улице и видит афишу на столбе: "Камерный оркестр". Покупает билет, заходит, внимательно слушает, уходит, на улице пожимает плечами и говорит:
- Вырожденный случай. Ка равно трём.


Сидит математик в сумасшедшем доме. Подбегает к нему другой - волосы взъерошены, глаза выпучены, и кричит:
- Стой где стоишь ! Я тебя сейчас проинтегрирую !
Первый только улыбается.
- Ну, тогда я тебя продифференциирую !
Первый всё улыбается.
- Что, не страшно ?! - кричит второй.
- Не, я e в степени икс, - отвечает первый.

(Апокрифическое продолжение:
- Ну, а я тебя продифференциирую по игреку, - говорит второй. )


Математики до сих пор верят, что пересечение двух плоских шуток даёт одну тонкую.


Старый студенческий анекдот:
Сдаёт студент экзамен по электротехнике. Отвечает прекрасно, поражает экзаменатора своими знаниями, тот ставит ему "отлично", а потом спрашивает:
- Слушайте, неужели вы действительно всё так блестяще понимаете ?
- Да не всё. - мнется студент. - Есть у меня один неясный вопрос. Ведь переменный ток - он вот такой. - Студент чертит рукой в воздухе синусоиду, - Так почему же он по прямым проводам проходит ?


Ещё один из той же серии.
Экзаменатор: Расскажите мне, как работает трансформатор.
Студент: Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Экзаменатор: Неправильно. Трансформатор работает так - у-у-у-у-у-у.


А это вообще не фольклор, к тому же - скорее из области математической логики, но уж очень мне нравится. Сказал это, кажется, Л.Гокнели.
Если у поезда отцепить последний вагон, то у него не будет последнего вагона.


А это довольно банально, зато уж точно - фольклор.
- Кто взял этот интеграл ? Немедленно положи на место !


Из разряда "исторических анекдотов".
Получает Лев Давыдович Ландау зарплату и, как водится, не отходя от кассы, тщательно её пересчитывает. Кто-то из стоящих рядом замечает:
- Дау, вы ведь сами говорили, что все величины в физике имеют смысл только с точностью до порядка.
- Деньги стоят в показателе экспоненты, - отвечает Ландау.


Этот анекдот я недавно услышал с заменой "математика" на "программиста". Я настаиваю на данной версии, так как помню её с тех времён, когда компьютерный фольклор находился ещё в зачаточном состоянии.
Летят Шерлок Холмс и Доктор Ватсон на воздушном шаре, приземляются на полянке и видят неподалёку человека, сидящего на пне в глубокой задумчивости.
- Уважаемый сэр, - говорит Холмс. - Не могли бы вы сказать нам, хотя бы приблизительно, где мы находимся ?
- Могу сказать вам совершенно точно, дорогие сэры, - отвечает тот. - Вы находитесь в корзине воздушного шара.
Тут шар опять поднимается, и Холмс в сердцах говорит:
- Чёрт бы побрал этих математиков !
- Поразительно, Холмс ! - восклицает Ватсон. - Как вы узнали, что это математик.
- По его ответу. Он был, во-первых, абсолютно точен, а во-вторых - совершенно бесполезен.


Сегодня в полдень пущена ракета,
Она летит куда быстрее света
И долетит до цели в шесть утра
Вчера...
(С.Я.Маршак)


Это, говорят, из репортажа об открытии Волховской ГЭС.
Рубильник включили, и ток медленно потёк к Ленинграду.

(Вариант: ...сначала медленно, но с каждой минутой всё быстрее и быстрее... )

Здесь есть некая тонкость. Принято считать, что ток по проводам распространяется со скоростью порядка световой. И это действительно так - если говорить о фазовой скорости распространения возмущения. Поэтому люди с очень средним образованием обычно в этом случае смеются над невежественным репортёром.
А ведь средняя скорость движения носитетей заряда при токе I в проводе сечения S равна I/(S ne e), где ne - плотность носителей заряда. Желающие сами могут убедится, что для правдоподобных токов и параметров провода скорость электронов в нём - порядка миллиметров в секунду. Так что репортёр (в первом варианте) умудрился сказать правду - ток по проводам именно медленно потёк.


Науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные.

(Л.Д.Ландау)


Среди континуума дурацких теорий обязательно найдутся такие, предсказания которых совпадают с экспериментом.

(Н.Бор)


Из лекции.
Длина дороги равна её площади, поделенной на ширину.


Вспомнилось по ассоциации:
Прохожий: Не подскажете, как мне найти площадь Ленина ?
Математик (в задумчивости): Очень просто. Умножьте длину Ленина на ширину Ленина.


Старый школьный анекдот, известный в множестве разных версий. Нечто подобное я встречал, например, в "Стране багровых туч" Стругацких.
Идёт по улице учитель физики, и вдруг ему на голову падает кирпич. Подбегает к нему ученик и спрашивает:
- Николай Иванович, вы сильно ушиблись ?
- Хорошо, что пополам, - задумчиво отвечает тот.
- Что пополам ? Голова ?
- Нет.
- Кирпич ?
- Да нет же. Хорошо, что эм вэ квадрат пополам.


6 способов измерения высоты дома с помощью барометра:
1. Спустить барометр с крыши на верёвке, затем измерить длину верёвки.
2. Сбросить барометр с крыши и засечь время.
3. Измерить высоту барометра, затем, откладывая его по стене, выяснить, сколько раз высота барометра укладывается в высоте дома.
4. Поставить барометр на землю в солнечный день, измерить его высоту, высоту его тени и длину тени от дома, далее воспользоваться подобием треугольников.
5. Изготовить физический маятник, подвесив барометр на нити, измерить период его колебаний на земле и на крыше дома, далее воспользоваться известной зависимостью ускорения свободного падения от высоты.
6. Найти дворника и сменять у него хороший новый барометр на сведения о высоте дома.

Существуют и другие способы, но эти 6 - классические. Как я недавно узнал, изобретение этих методов приписывается Нильсу Бору. См. подробности здесь.


- Сколько специалистов по общей теории относительности необходимо для ввинчивания лампочки ?
- Два. Один держит лампочку, другой вращает Вселенную.

- Сколько специалистов по квантовой механике необходимо для ввинчивания лампочки ?
- Они не могут этого сделать. Если они знают, где находится лампочка, то не могут локализовать патрон.

- Сколько специалистов по физике выскоких энергий необходимо для ввинчивания лампочки ?
- Две сотни. 136 - чтобы разбить лампочку, и 64 - чтобы проанализировать мелкие кусочки.


Этот анекдот я раскопал в англоязычном источнике, однако герой его - великий русский учёный. Привожу в оригинале, ибо адекватно перевести затрудняюсь.
Ivan Ivanovich, great russian Scientist does an experiment. He wants to know how fast a thermometer falls down. He takes a thermometer and a light, a candle light. He drops both from the 3rd floor and recognices that they are reaching the ground at the same time. Ivan Ivanovich, great russian scientific writes in his book: A thermometer falls with the speed of light.


А это точно из "Физики шутят" (цитирую по памяти).
Математик говорит - вы посмотрите, как этот физик доказывает теорему:
"Теорема: Все нечётные числа больше двух - простые.
Доказательство: Проведём серию экспериментов.
3 - простое число, 5 - простое, 7 - простое, 9 - не простое ! Зато 11 - простое и 13 - простое. Возмем ещё несколько случайно выбранных нечётных чисел. 17 - простое, 19 - простое, 23 - простое...
Итак, очевидно, доказываемое утверждение верно. Что же касается числа 9, то это, вероятно, было ошибкой эксперимента..."


Для равновесия приведём анекдот про математика (из той же книги).
Физик говорит - вы посмотрите, как этот математик решает задачи:
"Задача N 1.
Дано:
Пустая кастрюля, водопроводный кран, газовая плита, спички.
Требуется: Вскипятить воду.
Решение: Берём пустую кастрюлю, наливаем в неё воду из под крана, зажигаем газ, ставим кастрюлю на плиту, дожидаемся закипания. Задача решена.
Задача N 2.
Дано: Кастрюля с холодной водой, водопроводный кран, газовая плита, спички.
Требуется: Вскипятить воду.
Решение: Выливаем воду из кастрюли. Задача сведена к предыдущей."


- В чём разница между математиком и физиком ?
- Математик полагает, что достаточно двух точек, чтобы провести через них прямую. Физик обязательно потребует дополнительных данных.


Все инерциальные координатные системы эквивалентны, но некоторые - эквивалентнее, чем другие.


All science is either physics or stamp collection.

(E. Rutherford)

[ Есть одна наука - физика. Всё остальное - коллекционирование марок.

(Э. Резерфорд) ]


Рассказывают, что Вольфганг Паули сказал по поводу идеи одного из своих коллег: "Данное утверждение не является истинным. Более того, оно даже и не ложно".


Тот же Паули с юных лет славился бесцеремоностью и непочтением к авторитетам. Рассказывают, что однажды, будучи ещё никому не известным, он пришёл на лекцию уже тогда всемирно знаменитого Эйнштейна по теории относительности. После того, как лекция закончилась, Паули встал и сказал, обращаясь к аудитории: "Вы знаете, то что нам сейчас рассказывал господин Эйнштейн, вовсе не так уж глупо..."


А это уже из области философии.
What is mind ? No matter.
What is matter ? No mind.

(T. H. Key)


Легко объяснить, как работает беспроволочный телеграф. Представьте себе очень длинного кота - вы тянете его за хвост в Нью-Йорке, а он мяукает в Лос-Анжелесе. А беспроволочный телеграф - это то же самое, только без кота.

(А. Эйнштейн ?)


Целый класс ф/м фольклора - мнемонические правила, или запоминалки.

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
(даже не поясняю - и так все знают)

Как Однажды Жак- Звонарь Городской Сломал Фонарь
(аналогично)

pi = 3.141592653589793238462643383279...
1) Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число - ужъ знаетъ. (=3.1415926)
2) Это я знаю и помню прекрасно - "пи" многие знаки мне лишни, напрасны. (=3.14159265358)
Для непосвящённых - каждая цифра кодируется длиной соответствующего слова. Первое правило, очевидно, изобретено ещё до реформы орфографии, второе придумано Я.И.Перельманом и его ученицей Эсей Чериковер. Сам Перельман в "Занимательной геометрии" предлагает строчку:
3) Что я знаю о кругах?! (=3.1415)
Там же он приводит английское, немецкое и французское стихотворения для числа пи (ниже я использую ТеХовскую нотацию):
4) See I have a rhyme assisting
    My feeble brain, its tasks offtimes resisting. (=3.141592653589)
5) Wie o dies $\pi$
    Macht ernstlich, so vielen viele M\"uh'!
    Lernt immerhin, J\"unglinge, leichte Verselein,
    Wie so zum Beispiel dies d\"urfte zu merken sein'. (=3.14159265358979323846264)
6) Que j\'aime faire apprendre un nombre utile aux sages!
    Immortel Archim\'ede, sublime ing\`enieur,
    Qui de ton jugement peut sonder la valeur?
    Pour moi ton probl\'eme eut de parells avantages. (=3.141592653589793238462643383279)

e = 2.718281828459045...
2.7 + Два Льва Толстых + Прямоугольный треугольник.
(Замысел здесь в том, что 1828 - год рождения Л.Н.Толстого. Впрочем я, напротив, всегда использовал число e чтобы вспомнить эту дату :-)

O-B-A-F-G-K-M(-R-N,-S) - последовательность звёздных спектральных классов.
1)
O Be A Fine Girl, Kiss Me (Right Now... Smack).
2)
Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь. (придумано Б.А.Воронцовым-Вельяминовым)

Спасибо П.В.Кармышеву за информацию, которая существенно дополнила эту секцию.


Учитель: Предположим, что x - число овец в задаче.
Ученик: Учитель, а что если x не есть число овец ?


Биолог, физик и математик сидят в кафе и наблюдают за дверью на противоположной стороне улицы. Они отмечают следующую закономерность - количество людей, входящих в эту дверь всегда равняется количеству людей, которые через некоторое время из неё выходят. Внезапно картина нарушается - в дверь входит двое, а потом выходит трое. Учёные начинают обсуждать этот феномен:
Биолог: Очевидно, они размножились.
Физик: По-видимому, это можно объяснить ошибкой эксперимента.
Математик: Когда в дом войдёт ещё один человек, он будет пуст.


Часть 2  |  Начало страницы  |  Основная страница

Данная версия страницы создана


Hosted by uCoz